Этот проект, реализованный компанией по модернизации Владивостокского тоннеля Дальневосточной железной дороги, стал первым в своей номинации на международном конкурсе «Лучший реализованный проект года 2019»
. Несмотря на официальное название «Владивостокский тоннель Дальневосточной железной дороги», в народе и в городе он известен под название «Тоннель им.
Сталина» о чем говорят латунные буквы, установленные на портале еще в 1935 году, когда тоннель был открыт. Расположен он между платформами Третья Рабочая и Луговая. Имеет статус стратегического объекта и памятника истории и архитектуры краевого значения.
![Тоннель имени Сталина](https://r.mt.ru/r30/photoE695/20228625438-0/jpg/bp.jpeg)
Через тоннель осуществляются грузовые перевозки в порты на полуострове Голдобина (мыс Чуркин), подвоз угля к Владивостокской ТЭЦ-2, а также движение
пассажирских электропоездов. Длина тоннеля 1 382 м, ширина 5 м, высота — 8 м. Южный портал тоннеля:
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photo2043/20674771136-0/jpg/bp.jpeg)
Первый проект железнодорожного тоннеля во Владивостоке из Долины Первой речки в Госпитальную Падь относится к 1888 году. Полностью тоннель должен был введен в эксплуатацию к маю 1916 года. Однако реально к строительству так и не приступили, а в 1914 году началась Первая мировая война. Затяжной ход войны сделал постройку тоннеля весьма актуальной. Совершенно неожиданно Владивосток стал крупнейшим военно-логистическим центром
Российской империи, так как главные порты страны, расположенные на Балтике и Черном море оказались заблокированы, а Архангельск, помимо сезонного замерзания, не имел нормальной железнодорожной связи со страной, поскольку был связан с системой дорог нормальной колеи лишь узкоколейкой и дорогу туда фактически пришлось строить заново. В 1916 году, одновременно с началом строительства временных причалов на м. Чуркин, было в экстренном порядке начато и строительство тоннеля. Достроить тоннель во Владивостоке до конца войны не удалось из-за революционных событий 1917 года и последующей Гражданской войны. К тому времени строителям удалось пробить до конца только направляющую нижнюю (транспортную) штольню тоннеля. Достройку тоннеля возобновили уже в советское время в начале 1930-х годов, когда резко обострились отношения с Японией. Проект тоннеля пришлось существенно изменить, поскольку его первоначальный габарит не давал возможности пропуска 356-мм транспортеров ТМ-1-14, чей габарит, в том числе и по высоте, выходил за пределы дореволюционных стандартов. Гигантские пушки просто бы уперлись стволами в потолок. Даже к 1939 году тоннель еще не приняли в эксплуатацию, и он был закрыт для движения поездов. Поскольку международная обстановка обострялась все больше, а возможность маневра железнодорожными артиллерийскими установками была критически важна для обороны морских подступов к Владивостоку, было принято решение принять текущий как решето, но углубленный до нужной высоты тоннель, в эксплуатацию в том виде, в каком он был. Это также давало возможность обеспечить движение на мыс Чуркин, не создавая больше неудобств для работы Военного порта, Дальзавода и других предприятий, расположенных в прибрежной полосе. Именно тогда на портале тоннеля и были установлены бронзовые литеры, славящие Вождя. Но даты написали неверные, увековечив год завершения постройки, а не ввода в эксплуатацию.
![Тоннель имени Сталина](https://r2.mt.ru/r30/photo81EE/20120916834-0/jpg/bp.jpeg)
Так тоннель выглядит после реконструкции на завершающем этапе:
![Тоннель имени Сталина](https://r4.mt.ru/r30/photoFB2E/20567062532-0/jpg/bp.jpeg)
А вот так выглядел тоннель в самом начале работ по реконструкции:
![Тоннель имени Сталина](https://r.mt.ru/r30/photo5360/20013208230-0/jpg/bp.jpeg)
А стало вот так. Красота. Слева находится проем в дренажную камеру:
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photo19CD/20459353928-0/jpg/bp.jpeg)
В ней находятся скважины, которые забирают на себя воду из породы. Но За время работы они почти все пришли в негодность. Трубы проржавели, засорились. Какие-то скважины были разбурены заново, какие-то забутовали. А местами сделали и новые скважины
. Но одних камер, конечно, мало.
![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photoE3CC/20128572475-0/jpg/bp.jpeg)
Вдоль основания обделки было пробурено больше ста скважин для дренажа.
![Тоннель имени Сталина](https://r.mt.ru/r30/photo6464/20020863871-0/jpg/bp.jpeg)
Слева — ниша для укрытия от подвижного состава. И временный «экран». Тоннель находится на прямой и в нем очень сильно дует, особенно зимой. На
время проведения работ со стороны северного портала вешали такой экран.
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photo9EDA/20467009569-0/jpg/bp.jpeg)
Северный портал. Тоже был восстановлен заново:
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photoBDC1/20136228116-0/jpg/bp.jpeg)
Северный
портал:
![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photo24AA/20805446663-0/jpg/bp.jpeg)
А это дренажная штольня. Её тоже реконструировали. Хотя по сути её достроили до проекта. Штольня строилась несколько заходами и в совершенное разное время. Насквозь её так и не прошли, хотя осталось совсем немного до северного портала. На фотографии северный торец штольни и сбойка с тоннелем. Дренажная штольня обычно находится ниже подошвы тоннеля и служит для отводы
воды на себя.
![Тоннель имени Сталина](https://r.mt.ru/r30/photoD5EA/20251592361-0/jpg/bp.jpeg)
В штольне были восстановлены старые скважины, сделаны новые. Проведен ремонт обделки и инженерных систем.
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photoE50A/20474665210-0/jpg/bp.jpeg)
Средний участок штольни:
![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photo775D/20697738059-0/jpg/bp.jpeg)
Старый участок штольни. Можете наглядно заценить степень ровности обделки по этим участкам:
![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photo32D8/20920810908-0/jpg/bp.jpeg)
Обделку лечили, делали гидроизоляцию и наносили набрызг бетон. за обделку нагнетали очень много химии. Все это для того, чтобы сделать тоннель сухим
. ![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photo0C22/20590029455-0/jpg/bp.jpeg)
После завершения основных строительных работ начали монтировать контактную сеть и инженерные системы.
![Тоннель имени Сталина](https://r2.mt.ru/r30/photoC099/20813102304-0/jpg/bp.jpeg)
Снова дренажная штольня. Из восстановленных скважин сделали отвод воды в дренажный лоток
. ![Тоннель имени Сталина](https://r3.mt.ru/r30/photoCCCF/20036175153-0/jpg/bp.jpeg)
Почти в последний момент было принято решение увеличить количество дренажных скважин в лотке тоннеля Пришлось придумать такую платформу с буровым станком.
![Тоннель имени Сталина](https://r4.mt.ru/r30/photoECA9/20259248002-0/jpg/bp.jpeg)
Слева — камера для укрытия персонала. Они сделаны через каждые 25 метров в
шахматном порядке.
![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photo272D/20482320851-0/jpg/bp.jpeg)
Восстановленный портал. Обратите внимание, что сохранились петли, где были ворота, которые его закрывали.
![Тоннель имени Сталина](https://r.mt.ru/r30/photo9B04/20928466549-0/jpg/bp.jpeg)
Финальный этап работ — инженерные системы смонтированы, идет замена рельсов и вводятся в эксплуатацию дренажные скважины.
![Тоннель имени Сталина](https://r5.mt.ru/r30/photo919A/20151539398-0/jpg/bp.jpeg)
Дренажная штольня. Её
естественно тоже привели в порядок, сделали освещение.
![Тоннель имени Сталина](https://r1.mt.ru/r30/photo4A45/20374612247-0/jpg/bp.jpeg)
Реконструкция, которая длилась с 2016 года, завершена!
![Тоннель имени Сталина](https://r5.mt.ru/r30/photo42E2/20597685096-0/jpg/bp.jpeg)
Тоннель имени Сталина во Владивостоке.
Свежие комментарии