13 августа мир кинематографа празднует день рождения «короля хорора» - великого и ужасного Альфреда Хичкока. Сегодня мы хотим вспомнить лучшие работы режиссера – те самые работы, от которых даже по истечению многих лет захватывает дыхание и в жилах стынет кровь.
Был ли на самом деле Альфред Хичкок таким устрашающим человеком, как повествуют легенды и бесчисленные журнальные статьи, мы никогда и не узнаем. Этот маленький, упитанный, в чем-то комичный персонаж своими руками создал историю ужасов мирового кинематографа, заставив трепетать перед киноэкранами миллионы своих современников.
Альфред Хичкок родился в семье обычного бакалейщика и в детстве слыл более чем спокойным мальчиком. Свое дело сделали жесткое воспитания отца и иезуитский католический колледж в Лондоне. На пороге своего взросления, Альфред оказался замкнутым и весьма угрюмым молодым человеком со стойкой боязнью высоты и, что удивительно, полицейских (стараниями своего отца). Из-за последних, Альфред около 11 лет не решался сесть за руль автомобиля.
Свои истинные таланты Хичкок смог раскрыть лишь после того, как закончив Инженерно-штурманскую школу, устроился художником в рекламный отдел фирмы, которая выпускала электрокабеля. Там ему поручили нарисовать серию плакатов на тему неосторожного обращения с проводами. Плакаты наделали немало шуму (один умник использовал кабеля для убийства своей жены), а начальник Хичкока подыскал для него новую работу - теперь Альфред работал в филиале одной из голливудских киностудий.
Свой первый полноценный фильм Хичкок снял на студии Бэлкона, там же и встретил любовь всей своей жизни - Альму Рэвиль. Затем последовала вереница картин, которые сегодня считаются классическими киноужасами: «Ребекка», «Подозрение», «Дурная слава», «В случае убийства набирайте М», «Окно во двор», «Психо» и многое другое.
«Для меня важен стиль, а не сюжет», - говорил Хичкок и снимал самых красивых актеров и актрис ХХ века: нордических Грейс Келли, Ингрид Бергман и мужественных Кэри Гранта и Пола Ньюмена.
Как и все великие, Альфред Хичкок ушел из жизни, оставив за собой массу пересудов и обсуждений. Но главное, что он сохранил - это непревзойденный, иронический и устрашающий образ: «Если бы я снял Золушку, зритель тут же стал бы искать труп в карете».
ТОР - 5 лучших фильмов Альфреда Хичкока
«Птицы» (1963)
«Птицы» — один из самых известных фильмов Хичкока и, пожалуй, самый загадочный. Если в предыдущих фильмах была хоть какая-то, порой весьма витиеватая, но логика, то здесь она напрочь отсутствует. Тупая, страшная, немотивированная агрессия со стороны, казалось бы, таких безобидных созданий, как птицы. Собственно, именно это буйство стихии и завораживает. Человек выстроил вокруг себя свой упорядоченный уютный мирок и чувствует в нем себя властелином. Действительность же обращает в прах все его хрупкие построения. «Беда в том, что человек внезапно смертен». Осознание этой нехитрой истины и дает основное ощущение ужаса в этой картине.
«Психо» (1960)
Страдая от неразделенной любви, девушка крадет на работе крупную сумму денег и бежит из города. Она приезжает в небольшой загородный отель, где рассчитывает отсидеться, но узнает, что в тихом омуте много чего водится.
Пожалуй, лучший фильм Хичкока. Уж во всяком случае самый коммерческий. При бюджете всего в 800 тысяч долларов в прокате он принес 40 миллионов.
Однажды Хичкок получил гневное письмо со словами «Моя дочь не может мыться. После фильма «Дьяволицы» (1954 г.) она боится принимать ванну, а после вашего «Психо» боится и душа». Хичкок посоветовал химчистку.
«В случае убийства набирайте «М» (1954)
Классический детектив, в котором сохраняется единство места и действия.
Если ваша богатая жена начинает вам изменять, вывод очевиден. Надо ее убить. Разом восстановите и мужское достоинство, и материальное положение. Проблема только в том, что ее любовник — автор детективных историй и способен распутать даже идеальное убийство.
Фильм потрясающий, а больше всего потрясает игра актеров. Грейс Келли — без комментариев. Рэй Милланд ей под стать.
«Окно во двор» (1954)
Сломавший ногу фотограф мается дома от безделья и на этой почве начинает подглядывать за соседями. Все бы ничего, да вот только выясняется, что соседская жизнь небезмятежна. Дело попахивает убийством. Самое интересное в этом фильме то, что главный герой, в принципе, не важен. Он, как, кстати, и любой реальный фотограф, лишь медиатор, глазами которого зритель смотрит на мир. В этом смысле экран предстает перед ним в роли окна во двор.
Несмотря на то что фильм получил четыре номинации на «Оскар», ему в конечном итоге не досталось ничего. Сейчас, впрочем, картина по праву считается культурным достоянием США.
«Ребекка» (1940)
На Лазурном Берегу девушка встречает богатого вдовца и переезжает жить к нему в поместье. Через некоторое время молодая жена начинает подозревать, что несчастный случай с ее предшественницей вовсе не был случайностью. Она начинает опасаться за собственную жизнь. Фильм держит в напряжении от начала до конца, и даже бурная развязка оставляет ощущение некоторой недосказанности.
Первый голливудский фильм Хичкока и первая большая удача — «Оскар» за лучший фильм. Награда эта, впрочем, досталась не режиссеру, а продюсеру. И вполне заслуженно. Дэвид Сэлзник, который годом ранее получил золотую статуэтку за «Унесенных ветром», собственно, и пригласил Хичкока в Голливуд, в полной мере позволив раскрыться таланту мастера ужасов.
Свежие комментарии