
За всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане
. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их "чужаками" и с ними боролась…
Вольное племя
Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают.
С древних времен их
система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами ("рома") и все остальные ("гадже").

Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии.
Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.
Коллективизация
Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры
: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.

Советская власть вовсю "раскулачивала" цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма.
Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах "красный угол", крестили детей, венчались.
Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что "религия-опиум для народа", но... Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.
Паспортизация
Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане "бедные", то они должны ненавидеть "богатых". Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с
пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд. Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к "неблагонадежным элементам".

27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на "открытые" и "закрытые". Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган. Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные
поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.
Монисто как валюта
Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-
кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.

Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом
, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. "Правонарушители" не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.
Указ об оседлости
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 5 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган,
занимающихся бродяжничеством". Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии. Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы.

Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать. Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы , куда отправлялись
учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая "вольный народ" к оседлости.

Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как
могло старалось показать, что цыгане — свои.
Секретная записка в ЦК КПСС и Совет Министров СССР
В связи с указом Президиума Верховного Совета и постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1956 года "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством", Министерство внутренних дел докладывает следующее. Органами
милиции в течение 1957 года учтено 70 970 таких цыган... Всем взрослым цыганам милицией выданы паспорта; большая часть их местными советскими органами определена на постоянное жительство и работу в колхозах, совхозах и в промышленности. При проведении мероприятий по размещению и трудовому устройству цыган в ряде мест встречаются серьезные затруднения... Некоторые трудоспособные цыгане категорически отказываются от полевых работ... просят использовать их по специальности в качестве кузнецов, лудильщиков и паяльщиков, однако колхозы не имеют такой возможности.

В хуторе Урсары Каларашского района Молдавской ССР из 74 проживающих цыганских семей, в которых насчитывается до 190 трудоспособных, в колхозе работают только 9 человек, а остальные занимаются изготовлением предметов домашнего обихода и сбывают их на рынках в соседних районах. Подобные факты имеют место в Литовской ССР, Белорусской ССР, Татарской АССР, Архангельской и Владимирской областях. В ряде случаев затруднения в размещении цыган усугубляются неправильными действиями отдельных руководителей колхозов и предприятий. В колхозе "Червоный прапор" Липецкого района Харьковской области 7 семей цыган
проживают в непригодных для жилья помещениях, а полученная колхозом ссуда в размере 49 тыс. рублей на строительство для них домов не используется. Председатель колхоза т. Шестаков под разными предлогами пытается избавиться от цыган и с этой целью препятствует их вступлению в члены колхоза. Такие факты имеются в Полтавской и Черновицкой областях Украинской ССР. Неправильные действия по отношению к цыганам иногда допускают и отдельные председатели исполкомов местных советов, которые вместо принятия мер по их трудоустройству и обеспечению жильем выдают им разрешения на право выезда в другие районы, области и республики.

В мае 1957 года председатель исполкома Секирянского районного совета депутатов трудящихся Черновицкой области под предлогом отсутствия жилой площади отказал в устройстве на работу трем семьям цыган в количестве 14 человек и порекомендовал им обратиться к уполномоченному по оргнабору рабочей силы. После этого Секирянский сельсовет выдал цыганам фиктивные справки о том, что они с 1956 года работали в колхозе им. Шевченко и выработали по 265 трудодней каждый. Затем под видом организованного переселения эти цыгане были направлены в Крымскую область, причем Госбанк выдал им ссуду в сумме 5000
рублей. По прибытии в Крымскую область им было отказано в прописке, и все они возвращены в Секирянский район, где и трудоустроены. За выдачу цыганам фиктивных документов привлечен к уголовной ответственности бывший инспектор по оргнабору рабочей силы Гехт...Аналогичные случаи были в Киргизской, Туркменской и Узбекской ССР. Встречающиеся затруднения в обеспечении цыган жилой площадью и работой серьезно препятствуют закреплению их в тех же местах, которые они избрали для постоянного жительства. По состоянию на 1 ноября 1957 года только на территорию РСФСР прибыло из других республик 127 цыганских семей в количестве 618 человек.

Используя эти затруднения, некоторая часть трудоспособных цыган злостно уклоняется от общественно полезного труда. За 9 месяцев 1957 года органами милиции привлечено к уголовной ответственности за нарушение указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР от 5 октября 1956 года 305 цыган. Министерство внутренних дел СССР просит обязать Советы Министров союзных республик принять необходимые меры к устранению перечисленных недостатков и нарушений... Министр
внутренних дел СССР Николай Дудоров 11 января 1958 года
источникЕсли вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Свежие комментарии